Автобиографическая повесть
Elizabetha, как сказано в аннотации, "задумывалась как произведение о первой взрослой любви, но получилось повествование о дружбе, преодолении любовной зависимости и сложностях прощения". На мой читательский взгляд она и получилась о любви. Точнее, о проживании этого чувства главной героиней/автором и да, преодолении любовной зависимости. О дружбе там тоже очень много, однако всё остальное заметно вторично и заворачивается вокруг упомянутого процесса, как блин вокруг начинки. Это стержень повествования, которому уделяется максимум внимания, да и то, что это любовь-зависимость, в принципе подчиняет жизнь главной героини этому чувству. Действие происходит на протяжении нескольких лет, я что-то запуталась, скольки, я так понимаю, что где-то пяти-шести. Я не знаю, насколько Ольга следовала реальным событиям, но, наблюдая, как подгорает у тех, кто в книге узнал себя, вероятно, как минимум близко. Далее я буду героиню называть по книжному имени, Олеся.
читать дальшеНадо сказать, что это не сюжет-событие, а сюжет-процесс. Его темп хорошо подошёл к моему нынешнему режиму чтения, когда читаешь понемногу, так сказать, вприкуску к чашке с кофе. Поскольку весь смак в процессе, было не страшно чуть-чуть подзабыть ранее прочитанные подробности, главное - помнить душевное состояние Олеси на данный момент. Для меня с моей читалкой, в которой страшно неудобно листать туда-сюда страницы, эта особенность книги была в тему)). Забытые подробности мне помешали только пару раз и легко нашлись всё-таки.
Автор довольно безжалостен в первую очередь к себе и своей героине. Описываемое чувство - безответное, и это больно не только для сердца, но и для самолюбия. Кому хочется быть отвергнутым, да ещё и описывать эту безответность на протяжении шести лет? Даже хуже - использованным нарциссом для почёсывания своего ЧСВ. Олеся начинает это понимать довольно поздно, а окончательно понимает насколько объект чувств был недостоин потраченного времени, только в конце, и это тоже обидно. И уже потом достаётся тем, кто в книге выглядит неприглядно. Впрочем, таковых довольно мало, да самый неприятный там Андрей, остальные просто люди. Да и он тоже... Хотя звоночки начинают появляться в самом начале, самым страшным его "преступлением" кажется только ответных чувств к Олесе, а никто не обязан кого-либо любить, даже если это ГГня. Повествование идёт от первого лица, автор не лезет в головы другим персонажам и не додумывает за них. Олеся пытается додумывать, но как обычный человек, в этом автор отделяет себя от персонажа. Иными словами, поскольку Андрей имеет реальный прототип, и автор в своё время, конечно, не могла залезть к нему в голову и с точностью понять, о чём тот думает, не делает этого и героиня. Вс е домыслы строятся на вполне человеческом недостатке информации и тех сигналах, которые Андрей ей даёт.
Сюжет начинается во время работы Олеси в лицее с уклоном в немецкий язык в Новосибирске, где она преподавала русский язык и литературу. В лицей приходит новый завуч, Андрей Сергеевич Леонов. Сперва он был ей не слишком симпатичен и слегка раздражал. Шутки странноватые и отсутствие душевного тепла налицо. Хотя мужчина видный и красивый. Тем не менее, через несколько месяцев она всё-таки в него влюбляется. Я не очень поняла, почему и как это произошло, ведь ГГня даже собирается из лицея увольняться (по своим причинам), а потом резко передумывает из-за него. Влюблённости способствует его манера поведения - этакий лежащий под носом на полке пирожок, вот-вот схватишь. Нет, не потому что такой мягонький и сдобный. Каждому свои пирожки. Мечтательной Олесе, которая всё-таки живёт своими представлениями об идеале, подошёл образ такого недоступного интеллектуала, который, тем не менее, на расстоянии вытянутой руки. То, что тут у нас нарцисс классический одна штука, который просто инстинктивно чувствует, чем зацепить человека и до какого предела можно дойти, чтобы человек не сорвался с крючка, махнув на всё это рукой, мы понимаем далеко не сразу. А так Андрей выглядит просто как любитель такой слегка флиртующей манеры поведения. Я встречала таких в жизни, сама не попадалась, но была свидетелем того, как мужчина ведёт себя с женщиной так, будто почти влюблён, потому что считает такую манеру поведения галантной, а потом страшно удивляются, когда к ним в руки падает чьё-то пылающее сердце, типа повода не давал, ничего не знаю. И это не нарциссы, потому что далее диверсионная деятельность сворачивалась, а некоторые даже корректировали манеру поведения. Нарцисс же постоянно заставляет человека сомневаться, правильно ли он понимает ситуацию, а потом практически жрёт свою жертву, но не до такой степени, чтобы она обескровела и сорвалась. Рано лили поздно жертва срывается, но тут уже зависит от уровня способностей к манипуляциям. Их кредо - не быть, а казаться.
Олеся не может сорваться с крючка, даже когда начинает постепенно видеть его лицо как сама, так и по рассказам общих знакомых. Даже когда всё-таки уходит из лицея. Когда она действительно начинать освобождаться, человек, который, казалось бы, давно забыл о её существовании сам её находит. Я, кстати, хоть не влюблялась в нарцев, но загоняла себя в длительные гонки за возлюбленным в стиле "ещё немного, ещё чуть-чуть". Так что очень сопереживала ГГне примерно две трети книги", а потом хотела стукнуть её чем-нибудь, что она раз за разом даёт себе втянуться в такой болезненный процесс)).
Хорошо, что у ГГни есть семья и подруги, которые её поддерживают в горе и радости, разговаривают с ней. У Олеси с подругами тоже свои отношения, не всегда всё гладко. Например, с Алиной был шанс так и не понять друг друга, ИМХО, обе совершили ошибки. Олеся - что превратила их общение почти исключительно в обсуждение Андрея, и Алина почувствовала себя не особо нужной, только подушкой, в которую можно поорать. Алина же, вместо того, чтобы молча исчезнуть с радаров, должна была словами через рот высказать это всё, а не предоставлять подруге додумывать. Хорошо, что им удалось прояснить ситуацию.
В аннотации сказано про первую ВЗРОСЛУЮ любовь. На мой взгляд, она не была взрослой. Она была к тому, кого ГГня слепила в своей голове сама, исходя из своих представлений об идеале, а учитывая романтичность девушки, я с трудом представляю себе такого вот живого человека. Это всё не про взрослую любовь. Но она определённо заставила героиню повзрослеть. Да простит меня автор, но я бы сказала, что это скорее про последнюю если не детскую, то девичью. Зато теперь, мне кажется, Олеся, выйдя победителем из зависимости, поняла разницу между реальными людьми и фантазией и сможет полюбить живого нормального человека.Покупала на Ридеро
ridero.ru/books/lozhnaya_realnost_1/ в электронном виде.