![изображение](https://smartprogress.do/uploadImages/001676948.jpg)
Эта книга, третья в нью-кробюзонской трилогии, мне понравилась меньше, хотя она всё-таки раскачалась где-то после первой трети. Сама история Железного Совета, беглого железнодорожного поезда (!), ставшего государством, прекрасна и удивительна, условно главный герой, Иуда Лёв, тоже. Просто к ней прилагается первая часть книги, во время которой я не очень понимала, что и главное - зачем происходит. Ну т.е. оглядываясь назад на прослушанное я могла ответить, кто и куда чешет, что произошло, но в единую картинку в голове это всё не складывалось, напротив, рассыпалось на череду отдельных событий, которые зачем-то происходят. Это когда некая компания, стартовавшая я так и не поняла откуда, но происхождением из Нью-Кробюзона, ищет Иуду Лёва, который ищет Железный Совет. При этом слушатель полкниги смутно себе представляет или не представляет вовсе, что это вообще такое и на какой фиг сдалось Иуде. Я вообще думала, что речь о выжившем Совете Конструкций, персонаже из первой книги. Там рассказывается, что конструкции всё же подняли восстание машин и проиграли. В какой-то степени это был хитрый способ автора нагнетать интригу, но в этот раз он перемудрил.
читать дальшеИтак, Нью-Кробюзон находится с состоянии затяжной войны с неким государством Теш. Задумывалось это всё как маленькая победоносная война, получилась уж какая получилась, причём ни вашим, ни нашим. В самом городе-государстве назревают революционные настроения, а после Войны Конструкций милицейский надзор усилился, и всё это одно за другое, в общем, такие себе настроения. Основное действие происходит примерно лет через 20 после первых двух книг. Общих персонажей нет, только один, мэр - она тогда была на позиции попроще. В общем некие товарищи во главе с персонажем по имени Каттер тащатся в некие ебеня в поисках ГГ по имени Иуда Лёв, который ещё ранее утащился искать Железный Совет, в создании которого он, оказывается, некогда принимал непосредственное участие. Где конкретно находятся ебеня, я не очень поняла, потому что на начало книги все эти названия мне ни о чём не говорили. Знаю только, что потом, когда нашли Иуду, тащились точно частично через Теш, а может, и раньше. По пути видели много стрёмного. Каттер безумно любит Иуду, Иуда ему это позволяет, но сам в ответ может подарить только симпатию. Честно говоря, чуть не бросила книгу на сценах мучений Каттера от недотраха. Несмотря на мою нелюбовь к слэшу, обычно его присутствие в интересной книге мне не мешает. Но по своей традиции описывать низменное и просто естественное пусть и без физиологических подробностей, но прямолинейно, Мьевиль и тут себе не изменил, и целая глава попыток Каттера как-то сбросить сексуальное напряжение разными способами меня утомила. Зато - зато!))) - эта книга обошлась без неоправданного муссирования фекальной темы, которая меня так допекала в первых двух книгах)).
В общем, где-то между воссоединением поисковой группы с Иудой и обнаружением ими собственно Железного Совета нас настигает ВНЕЗАПНО флешбэк с историей Иуды Лёва и создания Железного Совета, в течение которого мы наконец-то узнаём, что же это всё-таки такое))). И это самая интересная часть, история в истории, потому что даже если бы в книге не было ничего, кроме этого флешбэка, всё равно было бы хорошо, а вот наоборот - не очень. В романе есть и собственно локация Нью-Кробюзона, есть персонаж Ори, молодой человек, глазами которого мы видим волнения в городе. Но в общем-то, хоть эти события и имеют ценность, они как бы являются обоснуем для финала романа, когда действие возвращается в "настоящее" и рассматривает события связанные с грядущим возваращением Железного Совета в город.
Тогда, во флэшбэке, некая ньюкробюзонская корпорация задумала проложить через континент железную дорогу. Для этого у компании имеется специальный поезд, который предназначен для обеспечения работ - перевозка стройматериалов, жилая зона и всё такое. Рабочие, как наёмные, так и подневольные, прокладывают дорогу, по которой и ползёт строительный поезд. Там же трудится и молодой Иуда Лёв, к слову, маг-големист самоучка. Поскольку это фактически посёлок на колёсах, где очень много народу, он обрастает и приживалами, как армия - маркитантами и шлюхами. Собственно, с проституток всё и началось. Компания регулярно задерживает рабочим зарплату, и проституткам надоело обслуживать их в долг. Не в последнюю очередь благодаря силе характера главной проститутки Аннгарри, рабочие, вместо того, чтобы призвать баб к порядку, присоединились к забастовке, и шлюхина забастовка плавно перетекла во всеобщую, а всеобщая - в восстание. Строители и прочие захватывают и угоняют поезд, освобождают переделанных каторжников (переделанные - это продукт ньюкробюзонской системы наказаний, когда человека или гражданина другой расы физически "усовершенствуют" самым безумным способом) и образуют фактически коммуну - Железный Совет. Угнать поезд оказалось технически возможно, ибо поезди был предназначен для прокладки путей, а за собой восставшие дорогу снова разбирали.
В самом Нью-Кробюзоне эти ребята стали легендой, в которую не все даже верили. Тем не менее, идея поддерживала и будоражила умы. Ну и не забываем, что город находится с состоянии затяжной войны. Где-то за кадром есть внешний враг, вероятно, имеющий в городе лазутчиков.
Такие вот дела. Финал, конечно, нетривиальный и спорный. Я лично считаю, что Иуда был сильно неправ со своим поступком, Аннгарри доступно объяснила, почему.Может быть воспринято как спойлер Спасая кого-то от смерти, загонять его/их в состояние, отличающееся от неё только теоретической обратимостью - ну такое.Начитка скорее понравилась. Хотя чтец почему-то читал довольно монотонно, хотя в артистизме ему не откажешь, диалоги и разных персонажей он озвучивал очень разнообразно.
Третья книга обнажила для меня, что меня раздражает манера Мьевиля говорить постоянно "мужчины и женщины" вместо каких-то объединяющих слов, типа строители, милиционеры, бойцы. У него там везде равенство полов практически, и там, где пол не важен, ИМХО, нет смысла уточнять, что вот прям мужчины и женщины, да. Тем более, что какие-то иные варианты не предлагаются. Иногда почему бы и нет, но это у него стандартный способ обозначить группу людей.
Вспоминается анекдот)).
Сцена в роддоме.
- Папаша, у вас родился ребёнок!
- Мальчик?
- Нет.
- А кто?!!Книга 1. "Вокзал потерянных снов"Книга 2. "Шрам"