воскресенье, 20 октября 2024

Приступала к просмотру с мыслью о смешной (наверное) комедии, в которой человек подал в суд на бога из-за своих злоключений, а тот возьми да и явись ему, в данном случае в форме Кришны. Формально, в принципе, так и есть, но по-моему, получилась сатирическая притча про жадных служителей культа, с которыми борется главный герой с полного одобрения божества, который постоянно в фейспалме по поводу того, как на вере в него/них наживаются. Них - это потому что Кришна заявляет, что явился в форме Кришны, потому что это культурно ближе ГГ. А так мог бы и Иисусом явиться, и вообще кем хочешь, экуменически так. С этой точки зрения у меня немного дёргался глазик, но верующие в моём лице решили не оскорбляться, потому что фильм не ставит себе такой цели, а в качестве второй идеи исследует неистребимое стремление людей "сотворять" себе кумиров. Там ближе к концу сидишь такой, смотришь, и кроме "Ик!" ничего в голову не приходит.
читать дальшеНу, надо сказать, ГГ, Канджи Лалджи Мехта, прежде, чем сделаться выразителем душевной боли разнообразных верующих, был довольно агрессивным атеистом, через что и нарвался. Атеист атеисту рознь, но если соседям, родственникам и покупателям Канджи, который, кстати, торгует сувенирами и предметами культа, не приходит в голову стебаться над чужой верой, то самому ГГ кажется очень забавным пользоваться чужой верой и лезть грязными сапогами в чужую душу. В какой-то момент он начинает сыпать богохульствами и получает урок в виде прицельно разрушенной молнией лавки. Соседние лавки не пострадали, а вот его была вынесена в ноль. Канджи погоревал-погоревал, отправился к страховщику, т.к. собствененость была застрахована, а страховщик ему: а вот они ручки! Видите, тут вот перечислены случаи, когда страховка не действует? Вот тут написано "деяния божии". Подозреваю, что если б формулировка была, как у нас, "обстоятельства непреодолимой силы", кина бы не было)). А так, получается, лавку разрушил некий бог. Страховщик доволен, типа выкрутился. А Канджи в отчаянии решает: раз мою лавку разрушил бог, то пусть и отвечает. В Индии конфессий и культов тьма тьмущая, так что ГГ, с трудом отыскав адвоката, который помог составить иск, не послав психа куда подальше, рассылает эти иски всюду, куда может дотянуться.
Ему удаётся убедить суд принять иск, а ответчиками совокупно становятся главы конфессий. Сперва религиозные фанатики чуть не поднимают Канджи на вилы, оскорблённые верующие такие милые иногда, но его спасает загадочный мотоциклист, который по совместительству оказывается новым владельцем его, Канджи, квартиры, а так же богом Кришной. Атеист Канджи, конечно, не верит в это, тот легко соглашается, типа, ну как скажете, зато помогает ГГ подготовиться к суду.

Неожиданно ГГ оказывается выразителем боли массы верующих, на которых наживаются служители культа. Тут скорее не о том, что культ не надо как-то оформлять, а в фарисействе и в том, что служители в погоне за выгодой сами же и презревают постулаты своей веры. Там вкратце не рассказать, у создателей фильма наболело, видимо.

На суде периодически бывали разные иерархи, нашёлся и такой, который был согласен с ГГ и поэтому не участвовал в качестве ответчика, но центральной группой в полосатых купальниках было человека три-четыре, а больше всех отжигали двое, только я не уверена, из каких они культах. Который туповат (и которому постоянно доставалось))) как раз кришнаит, а умный и как раз "центровой" в этой компании, по-моему, из секты Саи Бабы. Но я не уверена. Этот чувак шикарен, да вообще их парочка на контрасте шедевральна. Лиладхар Махарадж вроде внешне спокоен, но харизматичен и креативен)).
Что ещё хочу отметить. Момент, когда Канджи, всё-таки поверивший в то, что к нему пришёл именно Кришна, спрашивает, почему тот всё-таки не уничтожает культы, то отвечает, что нельзя это отбирать у людей, свято место в буквальном смысле пусто не бывает. И какой сюжетный твист произошёл, чтобы проиллюстрировать это утверждение. Ну и игру конкретно Акшая, который прям-таки излучал отеческую любовь в герою в те моменты, когда не светил в экран фирменной улыбкой. И Митхуна Чакраборти в роли Лиладхара Махараджа, это вот прям тот случай, когда человек вроде бы ничего не делает, особенного, а ты угораешь)).

В общем, я не могу сказать, чтобы прям-таки смеялась, плюс, ИМХО, в полной мере фильм оценить могут те, кто в Индии живёт или очень вовлечён в местный контекст по тем или иным причинам, но и остальным есть, на что посмотреть. Честно говоря, мне там не всё понравилось, что-то покоробило, но это не повод не отнестись уважительно к хорошей работе, трава получилась достойная.
ЗЫ. Умные люди говорят, это ремейк, как это часто бывает у индийцев.
@темы:
кино,
азиатщина,
отзывы,
Прочая Азия