Я прямо даже не знаю, можно ли мои впечатления сформулировать в категории понравилось/не понравилось. Безусловно, это достойная по уровню вещь. Но если изо всего "Великолепного века" именно первый сзеон "Империи Кёсем" смотрелся легче всего, то второй сезон - тяжелее всего. Особенно совершенно безрадостный финал, когда и Кёсем уже не жалко, и победительница Турхан ничем не лучше. Сезон зацепил, о чём свидетельствует некоторое количество творчества, но ближе к концу смеяться стало решительно не над чем. Если я называла султана Мурада человеком-косяком, то дальше стало ещё хуже. Последний сезон основного "Великолепного века" тоже был тяжёлым, но вся история разбавлялась всё-таки изрядным количеством романтики и любви внутри семьи и всё такое, короче, каким-то количеством позитива, то тут в начале сезона некоторое количество подсластителя для пилюли имелось, но и он потом довольно быстро прогорк. История любви Мурада и Фарьи получилась неплохо. Больше всех, конечно, радовали Кеманкеш с Кёсем, и оно даже канон (про исторических прототипов ходили такие слухи, правда, весь путь до конца вместе им пройти не было суждено и всё кончилось ещё печальнее), но в общем количестве безнадёги эти редкие моменты несколько терялись, к тому же у них всё было во взглядах и словах, юст сплошной. А так персонажи всё больше и больше погружаются в атмосферу ненависти, страха, подозрений, предательства, вязнут в ней.
Конечно, в центре внимания у нас линия развития (или деградации, кому как), главного персонажа, Кёсем Султан. Честно говоря, я результату и верю, и не верю. В части продолжения того, что у нас было в первом сезоне. Внешне актрису постарше подобрали хорошо, у Нургюль Ешчилай типаж схож с Берен Саат, игравшей ещё молодую, но уже повзрослевшую героиню бОльшую часть первого сезона. Так же достаточно плавно продолжена линия изменения мировоззрения. За прошедшие годы на посту регента султаната Кёсем могла измениться в эту сторону, нарастить броню и уверенность в том, что она знает, как правильно. Тем более, что народ её любил и был доволен. А Мурада вот как-то не очень. Также, незвирая на все тяжёлые поступки и события, Кёсем остаётся самым по-своему этичным представителем правящей верхушки. Она видит и порицает кровавые замашки сына-султана. Она очень много кого щадит, хотя было бы безопаснее решить проблему раз и навсегда. Особенно детей. Она даже смертельного врага, Гюльбахар, поначалу щадит по предсмертной просьбе пасынка. По мере хода сюжета она всё легче и легче прибегает к убийствам для решения проблем, но нельзя сказать, что это было совсем уж неадекватно ситуации. Я даже покушение на её собственного сына, Мурада, могу понять. В ту пору речь шла о жизни остальных её сыновей. Когда, фигурально выражаясь, один твой ребёнок бегает с топором за другими, и нет возможности его нейтрализовать как-то иначе, приходится прибегнуть к крайним мерам. И нельзя сказать, что она пошла на это легко. Хотя, конечно, это всё равно страшно. И, конечно, Кёсем сильна, харизматична и по большей части бывала права в оценке ситуации. С другой стороны, в первом сезоне нам показали человека, умеющего не только силой, харизмой и даже страхом увлечь за собой людей, но и умеющего найти подход к другим. Слушать их. Ценить их чувства. Здесь же это всё куда-то делось. Умный политик должен был понимать, что общаться с сыновьями-султанами в режиме "А ну быстро метнулся!" невозможно, чаще всего это вызовет желание из принципа поступить иначе. И с дочерями у Кёсем не слава Богу. Потрясающее равнодушие к их чувствам и переживаниям. Точнее, не равнодушие, видимо, она просто привыкла, что они слушаются, прикрикнула, ибо некогда, и порядок. В итоге трагедия. Правда, это Кёсем понимает, после смерти Гевхерхан, она что-то говорит, что она упустила этот момент, но это никак не повляло на её отношение к Атике. Если не как мать, то как политик: рявкнуть человеку из султанской семьи "Да кому он нужен, этот Силахтар!" в ответ на обвинение в убийстве любимого мужа, пусть это чувство и не было взаимным. Умная Кёсем бы так не поступила. Считаю это косяком сценария. Все те же результаты могли быть достигнуты и без этого упущения.
Вообще за два сезона Кёсем проходит большой путь. От невинной девочки до паучихи, способной поднять руку не только на маленького внука, но и на сына. В паучиху её превращает как раз смерть Ибрагима. Не то, чтобы она допускает смерть сына со спокойным сердцем, но это уже за гранью, и меняет её необратимо. Даже Кеманкеш позже говорит "Я не узнаю её". Здесь как раз наблюдается плановая смена актрис, которая знаменует собой не только возраст (1 меняется на 2 не при скачке во времени, а в течение одной сцены. она входит в коридор как 1, а выходит уже 2), но и внутреннее состояние и потерю невинности. В конце пожилая Кёсем встречается с самой собой юной, которая только прибыла во дворец, и та ей говорит, что невинность была её доспехом, привлекавшим к ней людей, а теперь этого нет. И что она погубила всех своих близких, своих детей. Я, кстати, не согласна с такими обвинениями. Мехмед и Осман в первом сезоне погибли не из-за неё. Она просто не сумела их спасти. К смерти Мурада она опосредованно причастна, точнее, она ускорила его гибель неудачным покушением, но с циррозом он бы сильно много не прожил. И в любом случае, метафору про гонки с топором я приводила. Баязид, пасынок, был приговорён Мурадом, и хотя приговор приводила в исполнение Кёсем, там была прямая вина Баязида в заговоре. С Касымом ситуация спорная, здесь не столько её действия, сколько уже раздраконенная Гюльбахар паранойя Мурада. Я вообще думаю, что смерти Мурада, Баязида и Касыма - это дело рук Гюльбахар с её амбициями. И только с Ибрагимом вина Кёсем очевидна. Наверное, Гевхерхан ещё - просто потому что не придала значения боли дочери. А сверженного Ибрагима можно было посадить в кафес, а не в этот каменный мешок (свергнуть было уже необходимо, ибо он кукшечкой съехал, но зачем его надо было сажать в такое место, что за жестокость, это уже издевательство какое-то, даже шехзаде Мустафа сидел с комфортом). И не поддаваться на провокации Турхан с казнью. Может, это и было осмысленно с политической точки зрения, но как мать она не должна была переходить эту грань. В любом случае, сама себя Кёсем не простила, ибо беседа с Настей - это беседа с самой собой.
Из детей самый большой конфликт у Кёсем, конечно, с Мурадом. Он взошёл на престол ещё ребёнком, рос при властной матери-регенте, при этом, по её словам, она любила его больше всех оставшихся детей, потому что он был очень похож характером на неё. Разумеется, два таких человека на одном престоле усидеть не могут. И когда он вырастает, то забирает власть в свои руки. Надо сказать, Кёсем бОльшую часть сезона держится практически в стороне от политики и идёт на условия, поставленные Мурадом. То, что она ему при этом мозг съела чайной ложечкой - это отдельно, её вина во всех событиях вообще кажется больше, чем есть, просто из-за того, что она прёт, как танк, кажется, что она просто везде, хотя на самом деле она почти не действует через голову Мурада. Скандалит, шушукается с визирями и прочими значимыми людьми, но по больщей части ведёт детективную деятельность, и долгое время даже приносит часть информации в клювике сыну. И только когда гнев, главный грех Мурада, заводит его как-то очень уж далеко, начинает вмешиваться и в политику.
Гневу Мурада вообще посвящено много экранного времени. Он даже персонифицируется. Гнев и пережитый в детстве страх заставляет его стороить своё правление на крови.
Я его обозвала человеком-косяком. Со временем, когда вроде как отпала необходимость доказывать, что султан тут он, а не его мать, он подуспокоился, но не до конца, к тому времени у него уже были совсем другие провоцирующие факторы. Когда султан вроде бы человек умный, но плохой стратег, при этом чуть что рубит всем головы из-за всякой фигни, это какая-то стрёмная ситуация)).
Главная какашка сериала, я считаю, это Гюльбахар, мать Баязида. И не только в том, что строила козни против Мурада. Она и своему сыну жизнь сломала. В буквальном смысле. Под лозунгом "я спасаю свего сына". И всех остальных под откос пустила. Баязиду ничего на тот момент не грозило. Все опасные моменты, когда Мурад косился на него, были спровоцированы действиями Гюльбахар и её прихвостня Синана-паши. Учитывая, как она бодро раздавала должности, когда сам потенциальный султан даже не в курсе, что он на что-то претендует, а Мурад решился на казнь брата только после того, как его планомерно клевали в темечко и в конце концов организовали при помощи втянутого-таки Баязида покушение - безопасность сына была явно не во главе угла. Что бы она там себе ни врала. Но, конечно, поскандалить и потыкать пальцем в Кёсем, когда это всё плохо кончилось - это по-нашему. Учитывая, что в ходе этого шушушу пострадал Касым, она рассорила сына с остальными братьями и раскачала паранойю Мурада до таких размеров, что дальнейшие трагедии прямо или косевнно были последствиями её действий. А ещё у неё был шанс на счастилвую жизнь после всего. Тайно вышла замуж за влюблённого в неё Синана-пашу, так ведь нет, вздумалось ей мстить Мураду за собственные грехи, да ещё через маленьких детей. Я так в рожу ей вцепиться хотела или как минимум поржать, когда она вещала той же Кёсем после всего: "Теперь ты понимаааааешь, каково потерять сына". Это Кёсем, похоронившей Мехмеда и Османа, причём высказывалось после покушений на жизнь Мурада. Но зачем нам свои грехи вспоминать, про чужие интереснее, можно себя жертвой почувствовать.
Трансильванская принцесса Фарья мне в итоге всё же зашла, хоть и выбыла из списка любимых персонажей. Она необычна тем, что её участие во всём этом цирке-шапито было делом добровольным. Её не привозили рабыней, она была свободна, приехала по делу, влюбилась и осталась добровольно. В начале была хорошая заявка на мерисью, но потом на это забили. Оно, конечно жаль, но у этого персонажа есть ещё один плюс: она вполне европейская европейка с приличным обоснуем знания турецкого языка. При том, что играет турецкая актриса, её вполне отличающееся поведение выглядело удачно. К тому же, имелась очень необычная опция: дружба с сестрой султана (Атике), в основном ВВ сёстры всё время пытались вырвать хасеки жабры, а с кем дружили, то дружили не просто так, а против Хюррем. Причём в каждом сезоне. У Кёсем же дочки на диво приличные, когда мужика не делят.
Вот мы и добрались до моего любимчика Кеманкеша. Самый красивый мужик сериала про Кёсем среди меня и просто лапочка на всеобщем фоне. Конечно, и у него кровь на руках, и он не такой рыцарь без страха и упрёка, как Бали Бей из ВВ. Но он отважен, довольно умён и верен. И влюблён)). Для меня он был лучиком света, жаль, что его не так много, как могло бы быть. И актёр играет хорошо. Кеманкеш не самый разговорчивый, но в дело идёт даже темп речи (у меня перевод поверх оригинального звука), взгляды, уши и вообще язык тела. А каков он с луком! Мммм!!! Чистый восторг. Хотя я бы предпочла, чтобы ему в финале дали возможность продать свою жизнь дороже, чем это показали. У его готовности сделать для Кёсем всё, что угодно, всё-таки есть предел, и это хорошо, потому что иначе это было бы полное безволие. Он молодец, что отказался участвовать в заговоре против её внука. И всё-таки вернулся не потому, что передумал. ИМХО, они там все чувствовали, что настаёт конец, и он просто не хотел бросать любимую женщину в опасности, во что бы она ни превратилась. Фактически он шёл, чтобы умереть рядом с ней, ибо без неё, по его словам, ему жизни нет. Не знаю, рассчитывал ли он действительно, что это будет конец, но они там все ведут себя так, как будто прощаются. Мне, конечно, жаль, что всё ограничилось юстом, с другой стороны, когда она султанша, а он её подданный, реальный роман мог бы стать концом для обоих (да вон хоть Дервиша вспомнить, у них с Хандан тоже до дела не дошло, а какие последствия!), да и непонятно, как бы это сказалось на самих чувствах. А ещё Кеманкеш оказался единственным, кем Кёсем не смогла пожертвовать. Впрочем, я хз, что бы она образца конца сезона сделала, если б защита Кеманкеша грозила ей потерей статуса и жизни. Но когда её проводили мимо его тела, она чуть шею не вывернула.
Ну и про Турхан.
Не знаю, что там задумывалось изначально, но Турхан сразу стартовала как натуральная гадюка. При том, что Кёсем обращалась с ней лучше, чем с родными дочерьми, вовлекала с свои дела и вообще, я совершенно не понимаю изначального восприятия старшей женщины как врага, с которым Турхан рядом до поры до времени. Единственное объяснение - желание власти вотпрямщас. Что уже само по себе плохо. Она уже на старте почти такая же, как Кёсем в финале, а учитывая глобальную резню во дворце и то горделивое удовлетворение, с которым Турхан смотрит на это всё с балкончика - так вообще кровопийца какая-то.
Ну что ещё сказать вам за сезон.
Отличные декорации, как всегда, причём в этот раз и Европу не обидели, интерьеры в замке князей Трансильвании так вообще стильные по самое немогу. Боёвка, я считаю, самая лучшая за все сезоны. Я не беру войну. Речь о фехтовании и прочих поединках. Заморочились и поставили нормально. Кеманкеш с луком ааааа! Не то, чтобы прям везде, но в целом хорошо.
Косяки тоже были. И логические нестыковки. Но не то, чтобы прям много. Финал скомканный, это да. Что бесило отдельно - так это неуловимость и своевременность Синана-паши. У меня такое чувство, что у этого мужика встроенный локатор на важные разговоры и способности к телепортации. Он везде оказывается лично и всё подслушивает и подсматривает. Причём чаще всего случайно. По этому случаю у меня была фотожаба.
Ещё хотела сказать про иезуитов. Они там как кощеи - чахнут. Но не над златом, а просто в каком-то странном зале с троном. На стене намалёвана рублёвская Троица, гыгыгы. Добили они меня тем, что после гибели Корнелиуса главой иезуитов становится... Синан-паша, причём никаких признаков перехода в другую веру не наблюдается. Как и самих иезуитов. Но раз его именуют главой иезуитов, то они там где-то есть, как суслик, которого не видно.
Ну и почти традиционно залакируем видосами. Трейлер с сабами.
Актриса, что играла Фарью, играла ещё и русскую аристократку в эмиграции, так что ей не привыкать изображать знатных европеек)) Мне понравился здесь её персонаж, жаль, что так бездарно слили в конце. Видимо, не знали, что с ней дальше делать.
Arica Jade, мне жаль, что она как замуж вышла, так мечом и не помахала больше, ей шло. Во всяком случае, она в этом смысле вышла удачнее той же Михрюнисы из ВВ.
Li_Liana, не, Махидевран дура была, а Гюльбахар умная, довольно долго Кёсем на кривой козе объезжала. Она из ВВ больше на Шах-султан похожа, только у Шах статус был выше, чем у Хюррем, а тут наоборот.
эльфийский замок с космическим шаттлом на парковке и злыми бандеровцами внутри
uele, Махидевран дура была, а Гюльбахар умная... больше на Шах-султан похожа, только у Шах статус был выше, чем у Хюррем, а тут наоборот. Оооо... это звучит интересно Но поздно, я уже свернула в дораму на 60 серий
А в Гюльбахар в характере чувствуется призрак Махидевран, а внешне похожа на ту ее крысу-служанку (забыла имя).
А вообще интересно звучит
Оооо... это звучит интересно