![](https://diary.ru/resize/-/-/1/5/6/0/1560004/hSe8I.png)
Я эту книгу подмела через полку буккроссинга в правлении нашего садоводства несколько лет назад, даже не знаю, чем она меня привлекла. Ну просто так получилось. Всё откладывала и откладывала, и вот свершилось - решительно взялась за чтение. Книга в принципе хорошая, но нравилась мне не везде, щас расскажу.
Посвящена она жизнеописанию первого бурятского учёного Доржи Банзарова, жившего в XIX веке, 1822-1855. Он прожил короткую (всего 32 года), но яркую жизнь, удивительно многое успел. И в науке, и чин получить успел, в родных местах как чиновник успел расследованиями злоупотреблений позаниматься. Если интересно, в википедии есть про него статья, правда, она не описывала, почему он умер таким молодым.
Вот здесь поподробнее про него, про версии смерти тоже. Хотя меня несколько смущает утверждение про "первого учёного", например, в той же книге у одного из казанских друзей Банзарова отец - крещёный бурят, который тоже какими-то гуманитарными науками занимался, я забыла просто, какими. Но, возможно, имелось ввиду, первый, получивший классическое образование и ведущий активную научную деятельность, а не в плане просто эрудиции. Короче, кажется, книга задумывалась как трилогия, прилагаемая к роману статья гласит, что автор писал третью часть (здесь только две, заканчивающиеся приготовлением отбытия Доржи из Казани в Петербург), но не дописал. Видимо, там должна была описываться взрослая самостоятельная жизнь и свершения. Я бы почитала, у товарища удивительная биография. Правда, поскольку книга советская и написана в 50-е гг., у изложения есть довольно характерная для написанных в это время биографических романов великих людей пропагандистская направленность. Например, там, конечно, не утверждалось прямым текстом, что все каторжане - благородные борцы с режимом, но как-то это всё описывается, что и подумать невозможно, что среди них есть банальные уголовники. Всем же ясно, что заключённые до революции - борцы с режимом, а после - проклятые контры. Каторжане там вскользь, просто как пример акцентов.
читать дальшеВот вам портрет фигуранта.
![изображение](https://www.baikal-media.ru/upload/iblock/82b/16dksm6a0b4zhqylkf6oqp8etexvhpud/Snimok-ekrana-2022_03_30-095343.png)
В общем, первая часть - детство Доржи в родном улусе Ичетуй (Селенгинский район) и в Кяхте, где он окончил войсковую русско-монгольскую школу, т.к. отец его был бурятским казаком. Потом местные власти выбили для нескольких бурятских мальчиков обучение в гимназии в Казани и затем в Казанском университете, хотели иметь свои образованные кадры. Так что вторая часть посвящена концу обучения Доржи в Казани, когда ему 23-24 года. Честно говоря, мне больше понравилась первая часть, она скорее описывает жизнь бурят начала 19го века, происходящую вокруг ГГ, чем его собственную биографию. Она состоит скорее из отдельных сцен повседневной жизни, мелких и крупных событий, у них отсутствует классическая фабула, как обычно и бывает у жизненных ситуаций. Просто зарисовки. Вторая часть больше напоминает роман. Она тоже описательная без завязок всяких и кульминаций, но более сквозная и художественная. Там и любовь, само собой. Кстати, мне не понравилась любовная линия, какая-то она топорная. К самой барышне у меня претензий нет, автор несколькими штрихами показал развитие чувств у девушки (она была сестрой русского друга Доржи), и описана она нормально; и хоть она казалась несколько фиалковой, у неё есть характер, прилагающийся к милосердию, в конце я её даже зауважала. Что касается самого Доржи, то у него была ранее зазноба, по которой он вот только перестал страдать, а к Тане он проникся чувствами как-то очень ВНЕЗАПНО и скорее на фоне того, что узнал, что она его любит, до этого он просто относился к ней хорошо, как к сестре друга. А тут внезапно БАЦ - и така любовь, така любовь... Хорошо ещё, что это не стало у него во главе угла.
Ну и ещё у меня как-то Доржи из первой части не очень соотносится с ним же из второй. 10 лет в Казани и при классическом образовании - это срок, но для улусника, детство которого всё-таки протекало даже не в деревне, он как-то уж очень тонкий и звонкий, нелитературной речи вон чурается, хехе. Впрочем, я не была на его месте, автору, может быть, и виднее, он сам в улусе вырос вроде как. Так что не буду утверждать, что автор погорячился.
Действие по ходу заруливает и в русскую барскую усадьбу, и человек, которого Доржи давно знал как доброго человека, показался ему с новой стороны как барин. И этого не выдержала их дружба, потому как картины жизни крепостных крестьян оказались для человека, в детстве которого бывало всякое, но не вот такое. А друг оказался... ну такое. При этом, по словам крестьян, барин он по сравнению со многими другими, ещё ничего. Зато устами этого персонажа звучит интересная мысль про "Мёртвые души" Гоголя. Мол, сочинение-то классное и остроумное, во многом правдивое, но дворянам тяжко это всё, потому что огульно попало под раздачу всё сословие. Не буду влезать в разбор самого утверждения, скажу только, что оно действительно заставляет немного сместить привычный угол зрения.
Роман написан на бурятском и даётся в переводе на русский. Что меня лично раздражало, так это что первая часть вообще в основном написана в настоящем времени. "Доржи бежит, Еши идёт, бла-бла". Вторая часть мешает настоящее и прошедшее время.
Резюмируя, не могу сказать, что я в бурном восторге, но книга хорошая.
Бонусом иллюстрация к роману, Доржи казанского периода.