суббота, 07 сентября 2024

Ну вот, третья книга цикла, в которой мы смотрим на происходящее глазами фальшивого утопленника Валерия Геста, мужа героини первой книги и любовника героини второй книги. Разумеется, когда события подаются от лица какого-то героя, начинаешь к нему относиться мягче, пресловутые двойные стандарты, характерные для всех людей, когда себе и более близким людям прощаешь больше, чем остальным. И всё же я смотрела на него как на инопланетянина. Нет, такие люди попадаются, но каждый раз даже не знаешь, "как его готовить".
читать дальшеВот вроде не злодей-злодей, и любить, заботиться умеет, и причина финта ушами с фальшивой смертью нашлась. Но для ГГ его собственные чувства к людям и чувства этих самых людей - это как два несообщающихся сосуда. Ну вот он очень долго искренне любил жену, заботился о ней, и даже когда влюбился в Алину (она не появлялась в первых двух книгах), Лёля не стала для него кем-то неприятным и надоедливым, в меру своих способностей он достаточно тепло о ней думает. И перед уходом он о ней и о детях позаботился финансово. Или вот очень любит дочь. К сыну у него какие-то странные претензии и отношение как к бракованному, потому что не вписывался в его ожидания, но и о нём не забыл. Но совершенно безжалостно всех их, включая дочь, заставил себя оплакивать. Или вот собака, которая утонула якобы вместе с ним" в первой части. Спойлер: собаку герой утопил совершенно сознательно. Вообще-то он не планировал этого заранее, но пёс увязался за ним и любой другой исход грозил бы разрушением легенды. Так что с мыслью "Извини, но ты же стал бы меня защищать, если бы на меня напали? Вот и защищай." утопил собаку в полынье. А это, на минуточку, старый пёс, который рос в семье героя со щенячьего возраста. И Геста-хозяина любил. И тот вроде бы тоже к нему привязан. И герой всё же не находился в ситуации, угрожающей его жизни в моменте. И не сельский житель, у которых чаще встречается более утилитарное отношение к животным. Не то, чтобы отношение к собаке меня поразило в ГГ больше всего, но это прямо очень показательный момент: даже если он к кому-то привязан, в случае даже не необходимости, а потребности что-то сделать превращаются в голую функцию, совесть если и грызёт, то где-то ооочень глубоко, а максимум, на который может рассчитывать имярек, это "ну упс, сорян".
То, что Лёня (напомню, по доброй традиции трилогии тут мало кого в быту называют так же, как по паспорту) к Алине, его текущей возлюбленной, относится так что вау и крышеснос - ну да, влюбляться Лёня умеет. И даже надолго. К Лёле он так же относился на заре их отношений, и возможно, тогда он не был таким закосневшим, биография бизнесмена из 90х не могла не наложить отпечаток на личность + мать у него своеобразная. Нельзя сказать, чтобы она его не любила, но любовь и тепло немного разные вещи. Гестова способность тепло проявлять внешне, ИМХО, в чём-то игра, недостаток тепла внутри компенсировался внешним обаянием. Возможно, поэтому он в отношениях настолько неэмпатичен.
Алина, мне кажется, дополнительно его зацепила тем, что изо всех трёх героинь больше всего была похожа на него самого. И способностью обаять окружающих, и вот этим... ммм... крокодиловым сочувствием. Типа "ну упс", жаль, конечно, что ты пострадаешь, а я пошёл/пошла.
Ещё поразило совершенно феерическое отношение к Лёле в конце. Собственно, начало их встречи мы видим ещё в первой книге, когда Лёля (уже Алекс) встречает его в Италии. Проходит полгода с момента его мнимой смерти, когда он не давал о себе знать никак, не думал о её чувствах, и он идёт на эту встречу, совершенно даже не думая, что остальные люди тоже эти полгода как-то прожили, а не были поставлены на паузу. Он даже не ставит под сомнение, что Лёля, как собачонка (впрочем, не будем о собаках) прибежит к нему, виляя хвостом, заранее придумывая отмазки, почему он не может воссоединиться с ней прямщас. Лёля нужна ему, чтобы восстановить свою личность юридически, т.к. угроза, от которой он бежал, ушла. Это всё. Ему просто не приходит в голову, что человек перед ним страдал, что можно было бы начать хотя бы с извинений. Но он даже не приходит - он снисходит. И оказывается просто потрясён тем, что перед ним женщина, которой он уже не нужен. Настолько потрясён, что вместо извинений начинает с атаки, ну как атаки, пассивной агрессии.
Дим, который, как оказалось, всё же знал, что друг жив, хоть и не с самого начала, как я понимаю, пытается ему объяснить, что если бы Гест начал хотя бы с извинений, разговор с женой прошёл бы иначе. Может, она бы и не повисла на шее, но при человечном отношении и внятном объяснении, почему так вышло, со стороны мужа вряд ли отказала бы подтвердить его личность. Ну, на самом деле, уверена, что он сможет это сделать, жива его мать (которая тоже ничего не знала, кстати), ещё найдутся люди, которые смогут это сделать, да и Гест персона известная, генетическая экспертиза, туда-сюда, но с Лёлей это было бы проще. Так вот, когда Дим тыкает Лёню в то, что у других есть чувства и надо это как-то учитывать, а жена - не мебель, захотел - убрал в чулан, захотел - достал; в общем, когда его ткнули носом в то, что он не пуп земли, что делает ГГ? Оскорбляет друга, который, вообще-то, поддерживал его всё это время, в Италию примчался его же спасать. Эта сцена полностью перевернула представление Дима о друге. Вероятно, он раньше что-то такое в нём подмечал, но вряд ли думал, что всё НАСТОЛЬКО плохо в датском королевстве.
В общем и целом для ГГ эта история заканчивается так, как он этого заслужил, даже в целом не так плохо, как могло бы быть.
Автор остыпал ещё персонажей, которых все зовут не так, как по по паспорту. Не касаюсь прозвищ, прозвища это отдельная тема. Совсем снифига вроде только один, но на фоне всей трилогии попытки автора позубоскалить над самим собой, типа "никто не знал, почему Савва" выглядят смешно, но совсем не в том смысле, что это остроумно. Ну надо же поворчать хоть про что-то, тем более, что с внезапными флэшбэками автор всё же притормозил.Книга 1. "Три цвета любви"Книга 2. "Три ступени вверх"
@темы:
чтиво,
Россия,
отзывы,
аудиокниги